Журнал "Заработная плата"
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Форум


Новый журнал: «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных»новинка

Новый журнал: «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных»

 












Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N2 / 2003

О правах сотрудников Федеральной инспекции труда осуществлять проверки соблюдения в организациях положений трудового законодательства и налагать административные взыскания

Мосейчук М.А.,

В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 года № 78, которым утверждено Положение о федеральной инспекции труда (далее по тексту – Положение № 78), должностным лицам Федеральной инспекции труда Минтруда России предоставлено право осуществлять проверки соблюдения в организациях положений трудового законодательства, по результатам которых лица, виновные в нарушениях, могут быть привлечены к административной ответственности.

На Федеральную инспекцию труда (далее по тексту — Федеральная инспекция) согласно статье 353 ТК РФ возлагаются функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права во всех организациях, находящихся на территории Российской Федерации.

В своей деятельности Федеральная инспекция руководствуется положениями Трудового кодекса РФ, КоАП РФ, Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а также Положения № 78.

Свою деятельность органы Федеральной инспекции и должностные лица указанных органов обязаны осуществлять на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами органов Федеральной инспекции труда являются:

  • обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

Свои функции Федеральная инспекция реализует путем проведения плановых и внеплановых проверок по контролю за соблюдением положений трудового законодательства.

Проверки осуществляются такими сотрудниками Федеральной инспекции, как государственные инспекторы труда (могут делиться на правовые и по охране труда).

Основаниями (побудителями) для назначения проверок могут являться:

  • планы работы по контролю за соблюдением положений трудового законодательства;
  • факты несчастных случаев на производстве;
  • обращения профсоюзных органов, работников или иных лиц о фактах нарушения положений трудового законодательства, иных вопросах, находящихся в компетенции Федеральной инспекции;
  • информация, поступившая от правоохранительных органов и т.п.

При этом следует отметить, что в обязанности государственных инспекторов труда входит соблюдение конфиденциальности источника любой жалобы на недостатки или нарушения норм трудового права, а также воздержание от сообщения работодателю сведений о заявителе жалобы, если заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Права сотрудников Федеральной инспекции труда

В соответствии с положениями статьи 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

5) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

6) приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

7) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

8) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

9) запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

10) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

11) выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

12) привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

13) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

При выявлении фактов нарушения положений трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права государственные инспекторы вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения самим работодателем или его представителем.

Невыполнение работодателем предписаний сотрудников Федеральной инспекции, а также иных их законных требований, может повлечь за собой применение к ним мер административной ответственности, а в ряде случае (в пределах вышеприведенных прав государственных инспекторов) — к приостановлению работы организации, а также к возможной ее ликвидации. Все это и определяет значимость выполнения всех законных требований инспекторов.

В правах сотрудников Федеральной инспекции проверять соблюдение положений трудового законодательства без учета установленного действующим законодательством срока исковой давности в отношении фактов нарушения. Исходя из этого предметом проверки могут послужить, в том числе, и факты, произошедшие три и более лет назад.

В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 года № 78, которым утверждено Положение о федеральной инспекции труда (далее по тексту — Положение № 78), должностным лицам Федеральной инспекции труда Минтруда России предоставлено право осуществлять проверки соблюдения в организациях положений трудового законодательства, по результатам которых лица, виновные в нарушениях, могут быть привлечены к административной ответственности.

Порядок назначения и проведения проверок

В соответствии со статьей 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами Федеральной инспекции определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда (в частности, положениями Конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», 1947 год), Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

При назначении и проведении проверок должны также соблюдаться положения Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

В частности, при назначении проверок должны соблюдаться следующие положения данного закона:

1) плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще одного раза в два года;

2) внеплановые проверки могут проводиться только в следующих случаях и по следующим основаниям:

  • для контроля исполнения выданных предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • при получении информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
  • при наличии обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований;
  • при получении иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений.

Продолжительность проверки не должна превышать одного месяца, а в исключительных случаях, требующих проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю и на основании мотивированного предложения ревизующего лица — двух месяцев.

При проведении мероприятий по контролю сотрудники Федеральной инспекции не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Федеральной инспекции;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемой организации;
  • требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся в том числе и к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения исследований, испытаний и экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверок, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Заметим, что обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора) не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Несмотря на тот факт, что статья 7 Закона № 134-ФЗ предусматривает собой проведение проверок организаций только на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля, необходимо учитывать положения Трудового кодекса РФ, согласно которому в правах сотрудников Федеральной инспекции беспрепятственно проходить на основании предъявляемых удостоверений в любую из организаций.

Проверки могут назначаться (проводиться) также с привлечением работников прокуратуры, органов МВД, профсоюзных органов и других категорий должностных лиц.

При проведении проверок государственные инспекторы вправе требовать от работодателей и иных должностных лиц организаций предъявления документов, относящихся к предмету проверки, без учета того обстоятельства, могут ли такие документы квалифицироваться (относиться) должностными лицами проверяемых организаций как документы, содержащие конфиденциальную информацию. В частности, при проведении проверок соблюдения положений трудового законодательства, могут быть истребованы трудовые договора, коллективные договора, положения по оплате труда, приказы (распоряжения) администрации, первичные документы по оплате труда, учета рабочего времени, учета кадров и т.п.

Инспектору должны быть предъявлены любые документы, требуемые им и относящиеся к предмету проверки. В свою очередь сами инспекторы должны обеспечить конфиденциальность полученной ими при проведении проверки информации. В противном случае они могут быть привлечены к установленной ответственности. Права по испрашиванию от работодателей любых документов, относящихся к предмету проверки, закреплены за государственными инспекторами труда статьей 357 ТК РФ.

Специальный порядок инспектирования установлен в отношении организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, органов пограничной службы, органов безопасности, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, других правоохранительных органов, исправительных учреждений, организаций атомной и оборонной промышленности.

Порядок инспектирования данных организаций в соответствии со статьей 360 ТК РФ предусматривает следующие особенности:

  • доступ только для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
  • проведение проверок в назначенное время;
  • ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.

Порядок оформления результатов проверки

В соответствии с положениями статьи 9 Закона № 134-ФЗ по результатам каждой из проверок ревизующим должен быть составлен акт установленной формы в 2-х экземплярах.

В актах, в частности, указываются:

  • дата, время и место составления акта;
  • наименование ревизующего органа;
  • дата и номер распоряжения, на основании которого проведена проверка;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
  • сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя организации, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
  • подпись проверяющего (проверяющих).

К акту прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения ревизующих должностных лиц и работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю. За отказ от дачи объяснений по фактам нарушений положений трудового законодательства должностные лица проверяемых организаций могут быть привлечены к административной ответственности.

Один экземпляр акта с копиями приложений должен быть вручен руководителю проверяемой организации или его заместителю под расписку либо направлен посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

В случае выявления административного правонарушения, ревизующим составляется протокол и выдаются предписания об устранении выявленных нарушений.

При ведении в организации журнала учета мероприятий по контролю, ревизующий вносит в него запись о проведенной проверке с указанием наименования ревизующего органа, дате, времени проведения проверки, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверке, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указывает свою фамилию, имя, отчество, должность. Запись заверяется подписью.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью организации. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в составляемом акте об этом факте делается соответствующая запись.

Ответственность, к которой могут быть привлечены должностные лица организаций

Выявленные государственными инспекторами труда правонарушения могут быть длящимися или оконченными.

Нарушения, допущенные в прошлые периоды и не устраненные на момент проведения проверки, квалифицируются проверяющими как длящиеся, и при выявлении виновных в нарушении должностных лиц, они могут быть привлечены к административной ответственности, если только не пропущен двухмесячный срок с момента обнаружения правонарушения по день вынесения постановления

Если нарушение было устранено, оно является оконченным, и к административной ответственности виновные лица могут быть привлечены в течение двух месяцев со дня его устранения.

В указанные выше сроки ревизующими должно быть вынесено постановление о выявленном (совершенном) правонарушении.

К правонарушениям, которые могут повлечь за собой наложение на виновных лиц административных санкций, могут быть отнесены:

1) Нарушение законодательства о труде и об охране труда — в соответствии со статьей 5.27. КоАП РФ наказывается административным штрафом в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (от 500 до 5000 руб.), а если нарушение допущено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение — дисквалификацией на срок от одного года до трех лет.

Таким образом, если руководитель организации или иное должностное лицо организации ранее привлекалось к ответственности за то же нарушение, они могут быть по решению суда дисквалифицированы на срок до трех лет.

2) Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора в определенные сторонами сроки — в соответствии со статьей 5.28. КоАП РФ наказывается административным штрафом в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (от 1000 до 3000 руб.).

3) Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения — в соответствии со статьей 5.29. КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (от 1000 до 3000 руб.).

4) Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения — в соответствии со статьей 5.30. КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (от 3000 до 5000 руб.).

5) Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению — в соответствии со статьей 5.31. КоАП РФ наказывается административным штрафом в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (от 3000 до 5000 руб.).

6) Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции) — наказывается согласно статье 5.32. КоАП РФ административным штрафом в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (от 1000 до 3000 руб.).

7) Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры — в соответствии со статьей 5.33. КоАП РФ наказывается административным штрафом в размере от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда (от 2000 до 4000 руб.).

8) Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки — в соответствии со статьей 5.34. влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (от 4000 до 5000 руб.).

9) Сокрытие наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в соответствии со статьей 5.44. КоАП РФ наказывается административным штрафом на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (от 300 до 500 руб.), на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (от 500 до 1000 руб.), на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (от 5000 до 10000 руб.).

10) Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — в соответствии со статьей 5.42. КоАП РФ наказывается административным штрафом в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (от 2000 до 3000 руб.).

К административной ответственности должностные лица организаций, в частности, могут быть привлечены:

  • за несоблюдение письменной формы трудовых договоров и заключение срочных трудовых договоров в случаях, когда должны заключаться договора на неопределенный срок;
  • за несоблюдение требований о выплате заработной платы не реже чем каждые полмесяца;
  • за несвоевременную выплату заработной платы;
  • за непредоставление или предоставление меньшей продолжительности ежегодных отпусков;
  • за непрохождение обучения по охране труда;
  • за нарушения, допущенные при приеме работников на работу и увольнении их с работы;

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Федеральной инспекции труда, в соответствии со статьей 23.12. КоАП РФ вправе:

  • главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
  • главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации;
  • главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда;
  • руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора труда, государственные инспектора труда;
  • руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
  • начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора труда, государственные инспектора труда.

По каждому из выявленных правонарушений оформляется протокол в порядке, установленном в статье 28.2. КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему, по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Если виновное лицо отсутствует или отказывается от ознакомления и получения протокола, он направляется ему по почте по месту работы или жительства.

В оформленном постановлении указываются реквизиты, по которым следует произвести уплату штрафа. Если штраф не будет уплачен в установленный срок, постановление передается в бухгалтерию организации, в которой работает виновное лицо, привлекаемое к ответственности, или в службу судебных приставов для принудительного взыскания.

На основании оформленного протокола инспекторами выдается обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, в котором указывается какие нарушения и в какие сроки следует устранить. Об исполнении выданных предписаний, организации должны сообщать в Федеральную инспекцию.

Невыполнение указанных в предписании требований, а также прочих требований государственных инспекторов труда, может повлечь за собой:

1. Неповиновение законному распоряжению инспектора, а также воспрепятствование осуществлению данным лицом его служебных обязанностей — наложение предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (от 500 до 1000 руб.), а на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (от 1000 до 2000 руб.) (статья 19.4. КоАП РФ).

К ответственности по статье 19.4. КоАП РФ могут быть также привлечены должностные лица, отказавшиеся давать объяснения тех или иных фактов нарушений.

2. Невыполнение в установленный срок выданного предписания об устранении нарушений законодательства — наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (от 300 до 500 руб.); на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (от 500 до 1000 руб.); на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (от 5000 до 10000 руб.) (статья 19.5. КоАП РФ).

3. Непринятие по выданному постановлению мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (от 300 до 500 руб.) (статья 19.6. КоАП РФ).

В случае непредставления или несвоевременного представления сотрудникам Федеральной инспекции сведений, документов и иной информации, которую они вправе требовать при проведении проверок, а также в случае представления сведений, документов и иной истребуемой информации в неполном объеме или в искаженном виде, должностные лица организаций могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 19.7. КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время — от 300 до 500 руб.).

Перечень должностных лиц федеральной инспекции труда Минтруда России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27., статьей 5.42., частью 1 статьи 19.4., частью 1 статьи 19.5., статьями 19.6. и 19.7. КоАП РФ, определен в приказе Минтруда России от 13 сентября 2002 года № 184.   

Следует также еще раз обратить внимание должностных лиц организаций на законодательно закрепленные права сотрудников Федеральной инспекции приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений, а также отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

В соответствии со статьей 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю в порядке подчиненности и (или) в судебном порядке.

 

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».