Журнал "Заработная плата"
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Форум


Новый журнал: «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных»новинка

Новый журнал: «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных»

 












Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2005 год | Статьи из номера N1 / 2005

Чем грозит для работодателя задержка выплаты заработной платы?

Березкин И.В.,

В соответствии с положениями действующего законодательства за задержку против установленных действующим законодательством сроков выплаты заработной платы, работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители могут быть привлечены к материальной, административной и уголовной ответственности.

В ряде случаев задержка выплаты заработной платы может повлечь за собой налоговые санкции.

Обязанности по своевременному производству расчетов с работниками по оплате труда закреплены в статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.

Для отдельных категорий работников федеральными законами могут устанавливаться иные сроки выплаты заработной платы. Однако до настоящего времени каких-либо нормативных актов, определяющих иные сроки производства выплат в пользу работников, не принято, и к принятию не намечено.

При совпадении установленного дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем, выплата заработной платы должна производится накануне этого дня.

Положения о выплате заработной не реже двух раза в месяц не может быть нарушены какими-либо локальными нормативными актами организации, в том числе и по просьбе, или например по требованию, трудового коллектива или отдельных работников. В любом случае заработная плата должна выплачиваться ежемесячно и не менее двух раз в месяц.

Требования статьи 136 ТК РФ в полной мере распространяются и на бюджетные учреждения, получающие финансирование один раз в месяц. В связи с этим для производства своевременных расчетов бюджетные учреждения должны располагать временным остатком средств на лицевом счете по учету бюджетных средств, открытых в органах федерального казначейства.

Больше всего вопросов возникает с выплатой бюджетными учреждениями заработной платы в начале январе месяца. Проблема обеспечения своевременности расчетов в указанный период времени связана с тем, что по итогам исполнения бюджетного года остатки всех бюджетных средств должны быть сданы в доход бюджета, а ближайшее финансирование фактически может поступить только в конце января месяца. Однако несмотря на принятую в Российской Федерации схему доведения бюджетных средств, их отсутствие для выплаты заработной платы не может считаться основанием для исключения ответственности работодателя за несвоевременную выплату заработной платы.

В отдельном порядке трудовым законодательством определены сроки расчетов с лицами, уходящими в отпуск, а также с увольняемыми лицами.

Согласно статье 136 ТК РФ оплата отпуска должна производиться не позднее чем за три дня до его начала. Если в указанные сроки средний заработок выплачен не будет, работник вправе требовать перенесения отпуска.

Увольняемым работникам заработная плата выплачивается в сроки, установленные статьей 140 ТК РФ, а именно не позднее дня их увольнения. Если в последний рабочий день работник не работал, соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования об окончательном расчете.

Если работник оспаривает при увольнении сумму выплачиваемого заработка, работодатель обязан в указанные выше сроки выплатить не оспариваемую им сумму.

В целях реализации требований трудового законодательства о производстве расчетов не реже двух раз в месяц, организации вправе прибегнуть к авансовой или безавансовой форме расчетов.

При авансовой форме расчетов за первую половину месяца выдается аванс в счет причитающейся заработной платы за отработанный месяц, и никакие удержания и начисления на социальное страхование (единый социальный налог, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) при этом не производятся.

При использовании авансовой формы конкретные дни выплаты заработной платы за первую половину месяца (аванса) и за вторую половину месяца определяются соглашением между администрацией организации и представительным органом работников и фиксируются в правилах внутреннего трудового распорядка, в коллективном или трудовом договоре.

Размер аванса и срок его выплаты определяются в коллективном договоре или непосредственно в трудовых договорах с работниками. По сложившейся практике размер аванса рекомендуется устанавливать на уровне, не превышающем месячной тарифной ставки (должностного оклада), исчисленных исходя из количества отработанного до дня выплаты аванса рабочего времени (для рабочих-сдельщиков — выполненного объема работ). В связи с этим заполнение и представление в бухгалтерию табелей выхода на работу должно производится дважды в месяц – до установленных дат выплаты аванса за первую половину месяца и выплаты заработной платы за вторую половину месяца.

В части организации бухгалтерского учета расчетов с работником, при выдаче аванса за первую половину месяца отражается запись по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции с кредитом счета 50 «Касса».

Непосредственно начисления сумм заработной платы отражаются в учете только записями в конце отчетного или начале следующего месяца до установленной даты выплаты заработной платы. Сумма же к выдаче на руки определяется за вычетом суммы аванса за первую половину месяца.

При безавансовой форме расчетов как за первую, так и за вторую половину месяца производится расчет заработной платы, причитающейся работнику за фактически отработанное рабочее время, выполненный объем работ, с расчетом установленных удержаний, в том числе налога на доходы физических лиц. Начисление сумм единого социального налога может производиться в общеустановленном порядке, до 15-го числа следующего месяца. Применение безавансовой формы требует дополнительных затрат времени как работников бухгалтерий и отделов труда, в связи с чем своего применения на практике она не нашла.

Срок выплаты заработной платы за вторую половину месяца при использовании обеих схем расчетов по оплате труда рекомендуется устанавливать до 15-го числа следующего месяца, так как до этого срока в обязательном порядке, вне зависимости от того, выплачена заработная или нет, должны быть уплачены по принадлежности суммы единого социального налога (пункт 3 статьи 243 НК РФ), а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Уплата данных обязательных платежей с выплат за первую половину месяца, как отмечалось выше, законодательно не установлена.

Налоги на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 226 НК РФ должны быть перечислены не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов организации в банке на счета физических лиц – получателей, либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. Исчисление и уплата налога с выплат за первую половину месяца (включая случаи применения безавансовой системы расчетов) действующим законодательством не предусмотрена. Таким образом, положения действующего законодательства о сроках уплаты налога на доходы на принятие решения об установлении даты выплаты заработной платы повлиять не могут.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» должны уплачиваться в срок, установленный для получения (перечисления) в банках или иных кредитных организациях средств на выплату заработной платы за истекший месяц.

Чтобы обеспечить своевременную уплату страховых взносов, дата выплаты заработной платы за вторую половину месяца должна быть максимально приближена к 15-му числу, ведь в указанный срок в обязательном порядке должны быть уплачены единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Условия ответственности, предусмотренные трудовым законодательством.
Материальная ответственность организации за задержку выплаты заработной платы

Согласно статье 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами.

В частности, статьей 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором.

Размер утвержденной Центральным банком Российской Федерации ставки рефинансирования (учетной ставки) в течение срока действия нового Трудового кодекса Российской Федерации (он вступил в силу с 1 февраля 2002 г.) составляет (процентов годовых):

с 15 июня 2004 г. – 13 процентов;

с 15 января 2004 г. – 14 процентов;

с 21 июня 2003 г. – 16 процентов;

с 17 февраля 2003 г. – 18 процентов;

с 7 августа 2002 г. – 21 процент;

с 9 апреля 2002 г. – 23 процента;

с 4 ноября 2000 г. – 25 процентов.

Определенный коллективным или трудовым договорам размер денежной компенсации может быть установлен как конкретное значение ставки процентов годовых (например, 0,05 процентов годовых за каждый день задержки), или же в размере, определяемом от ставки, установленной Центробанком России (например, 1/300 ставки Центробанка России за каждый день задержки, 1/250 ставки Центробанка России). Кроме того, положениями данных документов могут быть закреплены условия о порядке пересмотра утвержденного размера компенсации. Особенно это касается случаев, когда размер компенсации установлен в твердом размере.

Учитывая тот факт, что выплате причитаются суммы заработной платы, исчисленные за минусом налога на доходы физических лиц, и прочих установленных удержаний, то денежная компенсация должна исчисляться исходя не из начисленных сумм оплаты труда, а исходя из сумм заработной платы, причитающихся к получению на руки.

Пример 1

Коллективным договором организации установлена ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центробанка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Срок выплаты заработной платы за вторую половину месяца коллективным договором установлен 15-го числа следующего месяца.

Предположим, что за август месяц 2004 г. заработная плата в размере 4560 руб. фактически выплачена 26-го сентября.

Денежная компенсация подлежит выплате за период с 16-го (день, следующий за установленным днем выплаты заработной платы) по 26-ое число сентября месяца, то есть за 11 календарных дней.

Сумма компенсации составит 21 руб. 74 коп. (4560 руб. х 13 процентов годовых / 300 х 11 календарных дней).

Если установленный срок выплаты заработной платы приходится на выходной или нерабочий праздничный день, заработная плата должна выплачиваться накануне этого дня. Следовательно и денежная компенсация должна выплачиваться не с установленной даты выплаты заработной платы, а со дня, в который должна была быть выплачена заработная плата, то есть в ближайший перед этим рабочий день.

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1, и предположим, что заработная плата выплачивается в августе месяце за июль месяц.

Так как установленный день выплаты заработной платы (15 августа) приходится на воскресенье, то заработная плата должна быть выплачена в пятницу 13 августа.

Следовательно, денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы подлежит выплате за период с 14 по 26 августа 2004 г., а именно за 13 календарных дней.

Сумма компенсации составит 25 руб. 69 коп. (4560 руб. х 13 процентов годовых / 300 х 13 календарных дней).

Учитывая, что заработная плата должна выплачиваться не реже двух раз в месяц, то свою ответственность работодатель должен нести как за задержку выплаты заработной платы за первую половину месяца, так и за задержку выплаты заработной платы за вторую половину месяца.

Пример 3

Воспользуемся условиями примера 1, и предположим, что также была задержана выплата аванса за 1-ую половину августа месяца в размере 1500 руб. При установленном сроке выплаты не позднее 15-го числа месяца, фактически аванс выплачен 23-го числа.

Сумма денежной компенсации за задержку выплаты сумм аванса составит 5 руб. 20 коп. (1500 руб. х 13 процентов годовых / 300 х 8 календарных дней, где 8 календарных дней – срок задержки выплаты заработной платы в период с 16 по 23 августа включительно).

Если заработная плата за первую половину (а также в иные установленные промежуточные сроки) вообще не выплачивается, компенсация работнику должна быть выплачена не только за задержку выплаты сумм, исчисленных по итогам месяца. Однако в этом случае для расчета компенсации необходимо установить размер сумм, которые не были выплачены в промежуточные сроки. Если каких-либо условий о порядке исчисления и выплаты таких сумм в организации не принято, то и расчет компенсации производить затруднительно. В данном случае выборный профсоюзный орган или иной представительный орган работников должен инициировать внесение соответствующих изменений в коллективный договор в части установления промежуточных сроков выплаты заработной платы, а также в тот же коллективный договор или положение по оплате труда в части определения порядка исчисления сумм, причитающихся выплате в каждый из промежуточных сроков (например, в размере тарифной ставки за фактически отработанное время, и др.). Только после этого возможна реализация положения о получении компенсации за задержку выплаты заработной платы за первую половину месяца или в иные установленные промежуточные сроки.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней каждый из работников в соответствии со статьей 142 ТК РФ имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Не допускается приостановка работы в следующих случаях:

  • в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
  • в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;
  • государственными служащими;
  • в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;
  • в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

Применение норм трудового законодательства об ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

В частности, начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесценением вследствие инфляции.

Особое внимание следует обратить на положения пункта 57 Постановления Пленума Верховного Суда, в котором впервые разъяснено, что в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник не обязан присутствовать на рабочем месте в течение периода времени, на который задержана выплата заработной платы.

Однако, Верховным Судом Российской Федерации не разрешена еще одна связанная с приостановлением работы проблема, а именно в каком порядке подлежит оплате и вообще подлежит ли оплате время, когда работник была прекращена трудовая деятельность. По мнению автора, данный период времени подлежит оплате как минимум в порядке оплаты времени простоя по вине работодателя (или не по вине работодателя и работника), предусмотренном статьей 157 ТК РФ. Объясняется такая позиция в том числе положениями статьи 4 ТК РФ, согласно которой нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере, отнесены к принудительному труду, а такой труд запрещен.

Приостановление работником работы в порядке статьи 142 ТК РФ допускается не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой.

Выплачиваемые работникам суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы не должны облагаться единым социальным налогом, а потому и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, а также и налогом на доходы физических лиц.

Объясняется это положениями пункта 1 статьи 217 НК РФ и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, предусматривающих освобождение соответственно по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу компенсаций, выплачиваемых в соответствии с положениями действующего законодательства. Указанный вывод подтверждается, в частности, положениями письма Управления МНС по г.Москве от 2 марта 2004 г. № 28-11/13193.

От обложения страховыми взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы освобождаются на основании пункта 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 765.

Именно данный перечень должен применяться при решении вопроса о начислении или неначислении страховых взносов, что установлено в пункте 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 184).

От налогообложения должны освобождаться суммы компенсации, выплачиваемой в пределах размера, установленного коллективным или трудовым договором.

Административная ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы

Задержка выплаты заработной платы относиться к нарушению положений трудового законодательства, что согласно статье 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ) наказывается административным штрафом на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Учитывая, что согласно Федеральному закону от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции изменений и дополнений) для целей исчисления штрафов применяется базовая сумма в 100 рублей, размер административного штрафа может составить от 500 руб. до 5000 руб.

Исходя из положений статьи 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о труде и об охране труда, вправе рассматривать должностные лица федеральной инспекции труда.

К ответственности за задержку выплаты заработной платы могут быть привлечены как руководитель организации, выступающий в роли работодателя, так и другие должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение своевременной выплаты заработной платы, включая заместителя руководителя по финансовым вопросам и главного бухгалтера.

В случае, если к ответственности будет привлечено лицо, ранее уже подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, это грозит для него уже дисквалификацией на срок от одного года до трех лет. Согласно статье 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

В соответствии со статьей 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю в порядке подчиненности и (или) в судебном порядке.

Уголовная ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы

В соответствии с положениями статьи 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, в редакции последующих изменений и дополнений) невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере до 80000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В случае, если задержка выплаты указанных сумм повлекла за собой тяжкие последствия, может повлечь за собой следующие наказания для руководителя организации – штраф в размере от 100000 руб. до 300000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Налоговая ответственность за задержку выплаты заработной платы

Речь о налоговой ответственности за задержку выплаты заработной платы может вестись только в том случае, если в установленные сроки не будут уплачены по принадлежности суммы исчисленных с выплат по оплате труда налогов и сборов, включая единый социальный налог, налог на доходы физических лиц.

В отдельном порядке установлена ответственность за несвоевременную уплату по принадлежности сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (см. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») и страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (см. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Согласно статье 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм единого социального налога, а также налога на доходы физических лиц, в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут за собой взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

В случае, если указанные действия были совершены умышленно, организация может быть привлечена к уплате штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

За просрочку уплату налогов организация обязана также уплатить пеню за каждый календарный день просрочки платежа, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты. Согласно статье 75 НК РФ процентная ставка пени равна одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центробанка России. Для сведения, в настоящее время ставка рефинансирования составляет 13 процентов годовых.

Аналогичные меры ответственности установлены действующим законодательством для случаев неуплаты или задержки выплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Источники финансирования расходов на оплату наложенных
на работодателя (иных должностных лиц) и организацию санкций

Наложенные на руководителя организации и (или) иных должностных лиц организации санкции за задержку выплаты заработной платы в виде штрафа, подлежат оплате за счет средств указанных лиц.

В случае, если наложенные на них штрафы не будут оплачены добровольно, а также в иных установленных случаях, соответствующие документы могут поступить для их реализации в организацию, где виновные осуществляют трудовую деятельность.

Следует учитывать, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также судебные приказы отнесены к исполнительным документам, обязательным к исполнению всеми организациями.

Исходя из этого, поступившие в организацию постановления и судебные приказы, содержащие требования об уплате виновными лицами сумм наложенных на них штрафов, должны приниматься к обязательному исполнению и производству удержаний из заработной платы указанных в них виновных лиц.

Удержания производятся в порядке, установленном статьей 138 ТК РФ, а именно в размере до 50 процентов начисленной суммы заработной платы до полной уплаты суммы административного штрафа. При производстве удержаний по нескольким исполнительным документам (в том числе по нескольким постановлениям о наложении административного штрафа) удерживаемая сумма также ограничивается 50 процентами.

Если наряду с удержаниями по поступившему постановлению, с работника производятся удержания алиментов на содержание несовершеннолетних детей, в возмещение вреда, причиненного работодателем здоровью работника, в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, или в возмещение ущерба, причиненного преступлением, общий размер удержаний не должен превышать 70 процентов.

Удержания производятся из начисленных сумм оплаты труда за минусом причитающейся к удержанию суммы налога на доходы физических лиц (статья 65 Федерального закона № 119-ФЗ).

Не допускаются удержания с выплат, перечисленных в статье 69 Федерального закона № 119-ФЗ, выплат:

  • в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;
  • лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
  • в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; одиноким отцу или матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; пенсионерам и инвалидам 1 группы по уходу за ними; потерпевшим на дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование и расходы по уходу за ними в случае причинения вреда здоровью; по алиментным обязательствам;
  • за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф или аварий на АЭС, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
  • организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также на выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника.

Не рекомендуется оплачивать суммы административных штрафов, наложенных на должностных лиц (в том числе руководителей организации и т.п.), за счет средств организации. Если это будет выявлено в ходе последующих проверок, проверяющие могут не только восстановить суммы к уплате за счет средств виновных лиц, но также и привлечь других лиц (в частности, главного бухгалтера, бухгалтера) к установленной ответственности. Кроме того, такие расходы организаций не могут быть приняты в целях налогообложения по налогу на прибыль.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 270 НК РФ в целях налогообложения по налогу на прибыль не принимаются суммы пени, штрафов и иных санкций, уплачиваемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также суммы штрафов и иные санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.

Таким образом, наложенные на организацию санкции, связанные с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы, также не могут быть приняты в целях исчисления налога на прибыль, а потому должны осуществляться за счет средств чистой (нераспределенной) прибыли.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».