Журнал "Заработная плата"
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Форум


Новый журнал: «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных»новинка

Новый журнал: «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных»

 












Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2005 год | Статьи из номера N4 / 2005

Налоговые последствия оказания материальной помощи бывшим работникам организации

Нестеров В.И. ,

Учитывая трудовые заслуги ветеранов и других категорий бывших работников, организации на практике оказывают им в случае необходимости материальную помощь. При этом очень важно учитывать тот момент, что данные расходы могут быть осуществлены только лишь из средств чистой прибыли организации, а сама выплачиваемая сумма может подлежать обложению установленными налогами и иными обязательными платежами.

Выплачивается материальная помощь на основании решений уполномоченных на то должностных лиц организации (руководителя, его заместителей и др.) или же решений собственников (учредителей) организации. При этом оказание помощи следует оформить в установленном порядке.

Порядок оформления выплаты материальной помощи
и отражения ее в бухгалтерском учете

Как правило, материальная помощь выплачивается на основании приказа руководителя организации, изданного на основании письменного заявления работника. В приказе следует указать причину выплаты материальной помощи (на лечение, приобретение лекарств, оздоровление и т.п.) и ее сумму.

Выплата сумм материальной помощи может осуществляться по расходным кассовым ордерам формы № КО-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Учитывая, что выплата будет осуществляться бывшим работникам, кассиру следует внимательно проверить документы, удостоверяющие личность получателя, указав их более полно в кассовом ордере. При выплате должны быть учтены также ИНН получателя и номер его пенсионного свидетельства, что затем пригодиться при формировании соответствующих документов о суммах полученного дохода.

Учитывая тот факт, что суммы материальной помощи не являются выплатами в рамках системы оплаты труда (на это, в частности, указано в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2000 г. № ГКПИ 00-315), расходы на ее выплату могут быть отнесены только к внереализационным расходам организации на основании пункта 12 ПБУ 10/99.

При этом не играет особой роли предназначение оказываемой материальной помощи — к праздничным и юбилейным датам, в связи с необходимостью оплаты лечения, возмещения причиненного вреда и т.п.

Во всех случаях данные расходы оформляются в бухгалтерском учете следующей записью:

дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

При этом выбор счета 76 объясняется тем, что получатели сумм не являются сотрудниками организации.

И даже в том случае, если согласно оформленному в установленном порядке решению организации помощь выплачивается за счет средств нераспределенной прибыли (что очень распространено), все равно расходы организации должны быть отражены в бухгалтерском учете как прочие расходы на счете 91.

Ограничения по задействованию счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н (в редакции изменений и дополнений), согласно которому все расходы организации разделены на расходы по обычным видам деятельности, операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы, а также Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, утвержденными приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. Согласно последнему документу каждый из классифицированных ПБУ 10/99 видов расходов отражается на соответствующих балансовых счетах (расходы по обычным видам деятельности — счета учета производственных затрат; операционные и внереализационные расходы — счет 91; чрезвычайные расходы — счет 99 «Прибыли и убытки») без затрагивания счета 84.

При выплате сумм материальной помощи в бухгалтерском учете организации оформляются следующие записи:

дебет счета 76 кредит счета 50 «Касса»

— выплата сумм из кассы наличными денежными средствами;

дебет счета 76 кредит счета 51 «Расчетные счета»

— перечисление средств на счета физических лиц, открытые в кредитных учреждениях, по почте и т.п.

В бюджетных учреждениях для оказания сумм материальной помощи, как правило, формируются специальные фонды средств. При этом, что характерно, данные средства могут планироваться как в рамках фонда заработной платы (денежного содержания), так и за счет иных средств, выделяемых бюджетному учреждению. Кроме того, материальная помощь может выплачиваться за счет средств, вырученных (полученных) из внебюджетных источников.

Учитывая утвержденные приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. № 114н Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, в случае, если материальная помощь выплачивается за счет средств фонда заработной платы, она относится на код 211 «Заработная плата» экономической классификации расходов. Если для выплаты материальной помощи бывшим сотрудникам задействуются иные источники бюджетного финансирования (т.е. не фонд заработной платы), ее суммы могут быть отнесены за счет средств по соответствующим кодам 260 «Социальное обеспечение» и (или) 290 «Прочие расходы» экономической классификации расходов. Однако в любом случае оказание материальной помощи должно быть предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами.

При оказании материальной помощи за счет средств из внебюджетных источников, суммы начисленной помощи рекомендуется отражать по коду 211 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

В бухгалтерском учете бюджетных учреждений суммы начисленной и выплаченной материальной помощи отражаются в следующем порядке.

При ведении учета в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утверждена приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н) начисленные в пользу бывших сотрудников суммы материальной помощи отражаются в зависимости от принятого источника финансирования:

Дебет субсчета 200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия» Кредит субсчетов 180 «Расчеты по оплате труда», 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

— суммы начисленной материальной помощи за счет средств бюджетного финансирования;

Дебет субсчетов 220 «Расходы по предпринимательской деятельности», 223 «Расходы за счет средств, формируемых из прибыли» Кредит субсчетов 180, 178

— суммы начисленной материальной помощи за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Дебет субсчетов 180, 178 Кредит субсчета 120 «Касса»

— выплата сумм материальной помощи из кассы учреждения.

При переходе бюджетных учреждений на применение Инструкции по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н), расчеты с бывшими работниками по выплачиваемым им суммам материальной помощи оформляются следующими записями по счетам учета (указаны номера счетов с 18 по 26 коды; коды с 1 по 17 формируются исходя из классификации бюджетов):

Дебет субсчетов 040101211 «Расходы по оплате труда», 040101260 «Расходы на социальное обеспечение» (по соответствующим субсчетам), 040101280 «Прочие расходы» Кредит субсчетов 030201730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда», 030214730 «Увеличение кредиторской задолженности по социальной помощи населению», 0302015730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по социальным пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления», 030216730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам»

— начислены суммы материальной помощи (в зависимости от принятого источника финансирования — расходы на оплату труда, расходы на оказание социальной помощи, прочие расходы);

Дебет субсчетов 030201830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате труда», 030214830 «Уменьшение кредиторской задолженности по социальной помощи населению», 030215830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по социальном пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления», 030216830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам» Кредит субсчета 020104610 «Выбытия из кассы»

— выплачены суммы материальной помощи из кассы учреждения.

Так как материальная помощь оказывается работникам вне рамок системы оплаты труда, она не учитывается при исчислении среднего заработка, что закреплено в Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 213.

В целом ряде случаев при обращении бывших работников организации даже обязаны выполнить принятые на себя обязательства по оказанию материальной помощи. Это характерно для тех случаев, когда такие обязанности администрации закреплены в соответствующих отраслевых соглашениях или же в коллективных договорах. Положения данных документов обязательны для исполнения согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (см. главу 7 ТК РФ).

Вопросы налогообложения

Согласно пункту 23 статьи 270 главы 25 НК РФ в целях налогообложения по налогу на прибыль не принимаются расходы в виде сумм материальной помощи работникам (в том числе для первоначального взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности).

Также следует учитывать положения статьи 255 НК РФ, согласно которой в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

Принятие в целях налогообложения расходов в виде выплат в пользу бывших работников организации налоговым законодательством не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 главы 24 НК РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В связи с этим следует учитывать, что если материальная помощь оказывается бывшим работникам в связи с имевшимися ранее трудовыми отношениями (в частности, — работник имел право на получение материальной помощи до увольнения с работы, она была начислена или начислена не была, но право на получение возникло), то налогообложению данные выплаты по общим основаниям могут и подлежать. Если же оказание материальной помощи производится не в связи с наличием трудовых отношений и (или) отношений по соответствующему гражданско-правовому договору, то налогообложению данные выплаты не подлежат. Указанные положения подтверждаются письмом Минфина России от 3 апреля 2003 г. № 04-04-04/32, письмом МНС России от 20 марта 2003 г. № 05-1-11/127-К269 «О едином социальном налоге».

При всем этом необходимо также учитывать и положения пункта 3 статьи 236 НК РФ, согласно которому налогообложению не подлежат любые выплаты и вознаграждения, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Учитывая положения главы 25 НК РФ, не допускающей принятие в целях налогообложения расходов в виде материальной помощи в пользу бывших работников организации, в уплачивающих налог на прибылях организациях начисление единого социального налога на указанные суммы можно не производить.

В бюджетных учреждениях от обложения единым социальным налогом в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 238 НК РФ освобождаются суммы материальной помощи, выплачиваемой физическим лицам за счет бюджетных источников бюджетными учреждениями, не превышающими 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

В части начисления на суммы предоставленной бывшим работникам материальной помощи страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует обратить внимание на статью 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (в редакции изменений и дополнений), согласно пункту 2 которой объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ.

Исходя из этого, вопрос с обложением производимых выплат страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование решается в таком же порядке, как и по единому социальному налогу.

Согласно пункту 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 184) страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начисляются на выплаты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 765 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации».

Согласно положениям указанных выше нормативных актов страховые взносы не должны начисляться только на суммы материальной помощи, оказываемой работникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, а также суммы материальной помощи, оказываемой работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников.

В соответствии с пунктом 28 статьи 217 НК РФ налогом на доходы физических лиц не облагаются суммы материальной помощи, оказываемой физическим лицам из числа бывших работников, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, но только в пределах до 2000 руб. по каждому из получателей за налоговый период (календарный год).

Если материальная помощь оказывается физическим лицам, с которыми организация ранее не имела трудовых отношений, или же в пользу бывших работников, уволенных с работы по иным основаниям (нежели увольнение в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту), вся выплачиваемая сумма материальной помощи подлежит налогообложению по установленной ставке 13 процентов. При этом, если получатель средств не является налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение должно производиться по повышенной ставке в 30 процентов (пункт 3 статьи 224 НК РФ).

Во всех случаях от налогообложения по налогу на доходы освобождаются выплачиваемые организациями суммы единовременной материальной помощи, оказываемой по следующим основаниям (пункт 8 статьи 217 НК РФ):

  • в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, представительных органов местного самоуправления либо иностранными государствами или специальными фондами, созданными органами государственной власти или иностранными государствами, а также созданными в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация, правительственными и неправительственными межгосударственными организациями;
  • работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации;
  • физическим лицам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти;
  • физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты.

По решению самого получателя сумм материальной помощи в целях налогообложения ему могут быть предоставлены стандартные налоговые вычеты на самого налогоплательщика и его несовершеннолетних детей, предусмотренные статьей 218 НК РФ.

Для получения вычета получатель представляет на имя руководителя организации-плательщика письменное заявление и документы, подтверждающие право на соответствующие налоговые вычеты (соответствующие удостоверения и (или) свидетельства о рождении детей).

При истребовании у организации предоставления налогового вычета на самого получателя или его детей, работники бухгалтерии должны потребовать от него представления письменного заявления с приложением к нему копий документов, предоставляющих право на получение соответствующих вычетов.

Если при этом выясниться, что получатель сумм материальной помощи где-то трудится или имеет иной постоянный источник дохода, ему должны быть разъяснены положения действующего налогового законодательства о том, что предусмотренные стандартные вычеты могут быть предоставлены только одним из плательщиков дохода (пункт 3 статьи 218 НК РФ). По указанной причине в предоставлении вычета может быть и отказано, но при этом получателю следует разъяснить нормы пункта 4 статьи 218 НК РФ о том, что если какие-либо вычеты в течение календарного года физическим лицом получены не будут или будут получены в меньшем размере, он имеет право на получение вычетов через налоговые органы по месту своего жительства.

Если организация примет решение о предоставлении вычета от получателя необходимо также потребовать предоставления сведений о размере дохода, полученного с начала налогового периода по другим местам работы. Указанные сведения предоставляются по форме № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица», утвержденной приказом МНС России от 31 октября 2003 г. № БГ-3-04/583. Если из представленных справок будет следовать, что с начала года доход работника уже превысил 20000 руб. (40000 руб.) или превысит данные пределы с учетом выплачиваемых налогооблагаемых (именно налогооблагаемые выплаты учитываются при формировании указанного предела) сумм материальной помощи, то в предоставлении стандартного вычета на само физическое лицо в размере 400 руб. (при превышении величины налоговой базы в 20000 руб.) и на каждого его ребенка в размере 600 руб. (при превышении величины налоговой базы в 40000 руб.) также должно быть отказано.

Если получатель дохода иного места работы не имеет и тем более не имел его в течение всего календарного года, организация вправе принять решение о предоставлении ему стандартных налоговых вычетов. При этом сам получатель должен быть поставлен в известность о необходимости предоставления сведений о доходах с других мест работы, имевших место в течение года.

Налогообложение выплачиваемых сумм материальной помощи должно производиться с учетом выплаченных в пользу получателя доходов как самой организацией, так и иными лицами.

При налогообложении выплачиваемых бывшим работникам сумм доходов необходимо также учитывать разъяснения, приведенные в письмах МНС России от 23 ноября 2004 г. № 04-2-06/679 «О порядке предоставления стандартных налоговых вычетов» и Минфина России от 7 октября 2004 г. № 03-05-01-04/41, согласно которым стандартный налоговый вычет не накапливается в течение налогового периода и не подлежит суммированию нарастающим итогом в случае отсутствия налоговой базы за отдельные месяцы налогового периода. Как следствие тому, за месяцы, в которые работник не имел доходов, стандартные вычеты ему не предоставляются. За месяц, в котором бывшему сотруднику выплачивается материальная помощь, стандартные налоговые вычеты предоставлены быть могут, но только при условии, что их доход с начала года не превысил установленные ограничения.

Пример

В июне 2005 г. организация выплачивает своему бывшему работнику, уволенному по собственному желанию, материальную помощь в связи с необходимость осуществления им лечения своих родителей.

Сумма материальной помощи составила 7200 руб.

Работник был уволен в феврале 2005 г. Всего сумма выплаченного в его пользу налогооблагаемого дохода в период с января по февраль 2005 г. составила 14000 руб., а сумма удержанного и уплаченного в установленном порядке налога — 1404 руб. (предоставлены стандартные налоговые вычеты на самого работника и двух несовершеннолетних детей за период с января по февраль включительно).

Учитывая тот факт, что работник был уволен по собственному желанию, налог должен быть удержан со всей суммы материальной помощи.

При этом удержание производится с учетом ранее выплаченных в течение текущего года доходов в следующем порядке:

1) налогооблагаемый доход с начала года — 21200 руб. (14000 руб. + 7200 руб.);

2) стандартные налоговые вычеты на самого работника за январь и февраль месяцы — 800 руб. (400 руб. х 2 мес.), вычеты за март, апрель и май месяцы не предоставляются, так как сотрудник не имел доходов, а за июнь месяц вычет не предоставляется, так как совокупный доход с начала года превысил 20000 рублей;

3) стандартные налоговые вычеты на двух несовершеннолетних детей работника за январь, февраль и июнь месяцы — 3600 рублей (600 руб. х 2 х 3 месяца), вычеты за март, апрель и май месяцы не предоставляются, так как в эти месяцы сотрудник не имел доходов;

4) облагаемый налогом доход с начала года — 16800 руб. (21200 руб. — 800 руб. — 3600 руб.);

5) исчисленная сумма налога с начала года — 2184 руб. (16800 руб. х 13%);

5) сумма налога, причитающаяся к удержанию при выплате материальной помощи — 780 руб. (2184 руб. — 1404 руб.);

6) причитающаяся к выплате сумма материальной помощи — 6420 руб. (7200 руб. — 780 руб.).

Удержанные суммы налога должны быть перечислены не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или не позднее дня, следующего за днем фактической выплаты дохода физическому лицу (пункт 6 статьи 226 НК РФ).

На каждого получателя сумм материальной помощи в организации в соответствии с требованиями статьи 230 главы 23 НК РФ должны быть заведены налоговые карточки вне зависимости от величины выплачиваемой суммы, а также частоты производства выплат (единовременно, несколько раз или периодически). Для учета выплаченных сумм, исчисленных и удержанных сумм налога в настоящее время используется форма № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц», утвержденная приказом МНС России от 31 октября 2003 г. № БГ-3-04/583.

По истечении календарного года организация должна представить по каждому из получателей сумм материальной помощи сведения в налоговые органы по месту своего нахождения. Сведения представляются не позднее 1 апреля следующего года по форме Справки № 2-НДФЛ.

Если выдача материальной помощи была обусловлена необходимостью оплаты лечения самого получателя или его супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации, или же для приобретения медикаментов, сам работник вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом, предусмотренным пунктом 3 статьи 219 НК РФ.

Указанный вычет предоставляется исключительно налоговыми органами, и для его получения физическое лицо должно обратиться с письменным заявлением и приложенной к нему налоговой декларацией.

Общая сумма социального вычета, связанного с лечением, не должна превышать 38000 руб., а по дорогостоящим видам лечения вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов.

Вычет предоставляется с учетом перечней медицинских услуг, лекарственных средств и дорогостоящих видов лечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета».

Вопросы предоставления вычета налоговыми органами разъяснены в письмах МНС России от 4 февраля 2002 г. № СА-6-04/124 «О социальных налоговых вычетах», от 29 августа 2001 г. № 04-1-06/1714 «О социальном налоговом вычете» и др.

 

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».